Шадрин Валерий Владимирович
24.01.22
Корпорация «Промышленные технологии» («Промтех»), которой в 2020 году исполнилось 25 лет, специализируется на разработке и производстве компонентов и систем для авиационной и ракетно-космической отрасли. В состав корпорации входят ОКБ «Аэрокосмические системы», производственные площадки в Иркутске, Дубне, Казани, Ульяновске, Воронеже и Комсомольске-на-Амуре, сервисные предприятия, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, логистические подразделения, обеспечивающие материальнотехническое сопровождение кооперации.
В интервью Национальному авиационному журналу «Крылья Родины» генеральный директор Корпорации «Промышленные технологии» Валерий Шадрин рассказал, как компания расширила сферу деятельности от авиакосмической на сегмент наземной и морской техники, как идет процесс разработки отечественных комплектующих для авиатехники по программе импортозамещения, что делается для уменьшения массы перспективного российского пилотируемого транспортного космического корабля «Орел», а также поделился «секретом» стремительной эволюции программных продуктов.
– Валерий Владимирович, в этом году Корпорация «Промтех» отмечает 25-летие, с чем коллектив журнала вас искренне поздравляет и желает процветания компании. Каковы основные достижения компании за это время? На каких рынках удалось завоевать свою нишу, добиться успеха?
– Изначально основной нашей специализацией являлось производство электротехнических и электронных компонентов для авиационной техники. Сегодня это одно из ключевых, но «одно из» направлений деятельности. На сегодняшний день мы с гордостью говорим о том, что уверенно и прочно присутствуем на рынке авиационного и космического оборудования уже на уровне систем: систем электроснабжения, гидравлических систем, систем кондиционирования воздуха, светотехнического оборудования. Также в рамках диверсификации производства ведутся работы по проектированию высокотехнологичного оборудования морских надводных и подводных аппаратов, оборудования для газовой добычи.
В частности, в периметре корпорации «Промтех» силами Дубненского завода коммутационной техники (ДЗКТ) реализуется сотрудничество с «Газпромом» по созданию специализированных решений для газодобывающей отрасли. Стартом стало создание семейства соединителей так называемой «мокрой» стыковки для подводного добычного комплекса (ПДК), предназначенных для работы (включая стыковку и расстыковку под напряжением) в морской воде на глубине до 500 метров. Предприятие успешно разработало и внедрило две номенклатурных разновидности соединителей: электрические и оптические.
Дополнительно разработаны и испытаны подводные кабельные перемычки, разветвители электрических сигналов, внутрискважинные герметичные соединители для многоконтактной проходной системы.
Это первые изделия подобного класса, полностью разработанные и изготовленные в России для газодобычи на морском шельфе. Ранее подобные задачи решались за счет систем и компонентов зарубежного производства.
Другим немаловажным достижением корпорации стали работы по восстановлению и перезапуску производства материалов для резинотехнических изделий на базе Казанского завода синтетических каучуков (КЗСК). Не секрет, что важнейшее предприятие со славной историей в силу различных причин переживало не лучшие времена, ситуация была критической, производство стратегически важных для страны материалов, применяемых в авиа-, ракето-, судостроении, производстве оборудования для атомной отрасли, было фактически остановлено. И на этом фоне Минпромторгом России и Правительством Татарстана совместно с корпорацией «Промтех» было найдено решение, позволяющее без привлечения средств федерального бюджета возобновить, а впоследствии увеличить объемы производства и расширить номенклатуру выпускаемой продукции. В настоящее время на предприятии реализуются процедуры организационного характера, направленные на оздоровление производства и формирование новых кооперационных цепочек для расширения рынков сбыта. Производство работает ритмично, удалось выйти на новый уровень качества продукции. В настоящее время КЗСК совместно с ОКБ «Аэрокосмические системы», отвечающее в корпорации «Промтех» за разработку бортового оборудования и выполнение комплексных НИОКР, работают над разработкой и организацией выпуска расширенной номенклатуры специальных герметиков и материалов для резинотехнических изделий, которые обеспечат импортонезависимость отечественных головных авиастроительных и агрегатных заводов при создании новейших образцов гражданской авиационной техники, не уступающей зарубежным аналогам по своим основным характеристикам.
– Судя по Вашим словам, импортозамещение – важный аспект деятельности всей корпорации.
– Задача обеспечения импортонезависимости в российской промышленности сформулирована Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ежегодном послании Федеральному собранию еще несколько лет назад и остается актуальной по сей день. Мы своей повседневной работой обеспечиваем нашим заказчикам независимость от зарубежных санкций, логистических рисков, связанных с пандемией коронавируса, колебаний валютных курсов. В этом заключается миссия корпорации «Промтех». Все наиболее критические для технологического цикла компоненты и материалы, в том числе уникальные для нашей страны, мы разрабатываем и производим самостоятельно.
В настоящий момент мы активно сотрудничаем с такими государственными корпорациями, как ОАК, Вертолеты России, Роскосмос, ОДК, ОСК, Росатом по целому ряду проектов, предусматривающих выполнение мероприятий по импортозамещению, выполняем научно-исследовательские и опытноконструкторские работы по созданию и внедрению новых перспективных технологий, ранее не имевших аналогов в нашей стране.
– Какие основные проекты по тематикам авиации и космоса ведут разработчики вашего ОКБ «Аэрокосмические системы»?
– ОКБ «Аэрокосмические системы» в той или иной мере участвует практически во всех программах создания авиационной техники, которые реализуются предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации.
В частности, корпорация «Промтех» целеустремленно и настойчиво продвигалась к тому, чтобы войти в достаточно закрытый мировой клуб разработчиков и производителей авиационных интерьеров для серийных гражданских воздушных судов.
До недавнего времени на этом рынке безраздельно царили зарубежные поставщики из США и Франции. К слову сказать: на наших новейших отечественных гражданских самолетах (я имею в виду серийный Superjet и перспективный МС-21) при их проектировании заложено использование зарубежных интерьеров.
Сегодня мы имеем шанс обрести импортонезависимость и по серийным авиационным интерьерам: результатом работы наших конструкторов, дизайнеров, технологов, производственников и сотрудников испытательной лаборатории стало создание полного комплекта компонентов интерьера для нашей гордости и надежды – перспективного лайнера МС-21. Совместно с Иркутским авиационным заводом мы примерили опытный комплект интерьера на борту реального самолета МС-21 – могу смело сказать, что это достойная, не уступающая по качеству лучшим мировым образцам и полностью российская продукция. Это не только мнение наших специалистов, это общее мнение всех сотрудников ИАЗ, кому довелось участвовать в работах по примерке интерьера, руководителей авиакомпаний эксплуатантов, авиастроительных КБ и заводов, побывавших в наших постоянно действующих шоу-румах, специально смонтированных для демонстрации заказчикам уровня качества, функционала и потребительских характеристик нашей интерьерной продукции.
При этом интерьер – это не единственная бортовая система, которую мы разрабатываем для семейства самолетов МС-21: нами в том числе спроектирован и изготовлен полный комплект бортовой кабельной сети (БКС). Специалисты «ОКБ «Аэрокосмические системы» тесно взаимодействуют с головным разработчиком в процессе доводки и отработки бортового оборудования на опытных самолетах на базе ЛИиДК ОКБ им. А.С. Яковлева в г. Жуковский и ЛИС ИАЗ в г. Иркутск.
С целью снижения трудоемкости сборки серийных самолетов была разработана и реализована концепция модульных конструкций высокой заводской готовности. В рамках этой концепции разработаны, испытаны и поставляются на сборочную линию в Иркутск комплексные встраиваемые стеллажи бортового оборудования (КВС БО), изготовленные с применением высокой доли композиционных материалов, и интегрируемые встраиваемые модули центрального пьедестала, приборной доски и боковых пультов в кабине пилотов. Отличительной чертой концепции является то, что модули поставляются как готовые изделия с уже выполненным и прошедшим автоматизированное тестирование электрожгутовым монтажом – слесарям-сборщикам летательных аппаратов остается только механически закрепить модули в кабине и состыковать интерфейсные разъемы.
Отдельного внимания заслуживает разработка и постановка на производство трубопроводных систем самолета: гидравлической системы, топливной, кислородной, системы пожаротушения. При разработке трубопроводных систем нового поколения был выполнен целый комплекс мероприятий по импортозамещению: в частности, разработана широкая номенклатурная линейка соединительной арматуры – фитингов, предназначенных для монтажа методом холодного обжима. С учетом освоения гибки тонкостенных упрочненных труб-полуфабрикатов на трубогибных станках с ЧПУ в части технологичности изготовления и сборки трубопроводных систем самолета мы смогли нивелировать отставание отечественного авиастроения от Boeing и Airbus, обеспечив требуемый уровень весового совершенства конструкции трубопроводов.
– Каковы результаты испытаний оборудования «Промтеха» в составе борта на опытных образцах МС-21 – поступают ли какие-то пожелания по усовершенствованию?
– В рамках отработки опытных самолетов мы, безусловно, участвуем в совместной с головным разработчиком повседневной работе по совершенствованию разработанных нами систем с целью снижения массы, повышения технологичности в производстве, снижения стоимости изготовления в серии, подтверждения уровней надежности и отказобезопасности систем. Наша общая цель с корпорацией «Иркут» – сделать по-настоящему качественный, надежный и удобный самолет, за который и авиакомпании, и пассажиры будут «голосовать рублем».
– Каково ваше участие в проекте совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) CR929?
– Программа ШФДМС находится на стадии определения поставщиков. Мы рассматриваемся департаментом по работе с поставщиками совместного российско-китайского предприятия «CRAIC» как потенциальные разработчики системы электроснабжения (СЭС) и комплекса светотехнического оборудования (СТО). Мы тесно взаимодействуем с CRAIC, обеспечиваем оперативный обмен техническими документами в рамках действующего соглашения о конфиденциальности информации, участвуем во всех мероприятиях JET (Joint Engineering Team, совместной инженерной команды), рассчитываем на полнокровное и плодотворное сотрудничество по мере перехода проекта на стадию рабочего проектирования.
– Как развивается Ваше сотрудничество с Роскосмосом?
– Если коротко, то мы гордимся тем, что наши изделия летают! Излишне не вдаваясь в подробности, могу сказать, что в рамках работ по созданию специализированной компонентной базы по техническим заданиям предприятий Роскосмоса мы разрабатываем и поставляем высокоскоростные линии цифровой передачи данных, облегченные бортовые провода и СВЧ-кабели, миниатюрные цилиндрические и прямоугольные электросоединители. В нашей номенклатуре также есть специальные решения для обеспечения электромагнитной совместимости, для обеспечения функционирования систем телеметрии и уникальные электроразрывные соединители для стартовых столов.
В настоящее время мы плотно работаем с РКК «Энергия»: в рамках программы создания перспективного пилотируемого космического корабля «Орел» «Промтех» отвечает за создание испытательного оборудования для проведения наземных испытаний и конструкторской отработки пневматического оборудования корабля. Отдельного внимания заслуживают выполняемые «Промтехом» работы по обеспечению минимально возможного веса бортовой кабельной сети «Орла» при выполнении всех требований технического задания по надежности, отказобезопасности, стойкости к внешним воздействующим факторам.
– Очень актуальна тема внедрения систем автоматизированного проектирования, управления жизненным циклом изделий. Расскажите, что сегодня делается в этом направлении в «Промтехе»?
– Очевидно, что цифровизация и открывающиеся с ней возможности управления процессом создания новых изделий предоставляют разработчикам и производственникам совершенно новые инструменты для сокращения сроков вывода продукции на рынок, обеспечения качества «с первого раза», скрупулезного планирования привлекаемых к реализации проекта трудовых и материальных ресурсов. На практике эти задачи решаются с помощью специализированных продуктов: систем автоматизированного проектирования (САПР, CAD), систем управления жизненным циклом изделий (PDM/PLM) и систем управления ресурсами предприятия (ERP).
Подавляющее большинство отечественных предприятий в процессе цифровизации производства делает ставку на приобретение сторонних, так называемых «готовых коробочных» программных продуктов, решающих указанные задачи.
Мы в процессе развития также проходили эту фазу, тем более, что при выборе программного обеспечения для проектирования мы обязаны ориентироваться на наших ключевых заказчиков из ОАК, Вертолетов России, ОДК и других интегрированных структур. Форматы данных нашей цифровой конструкторской документации должны быть гарантированно «прочитаны» заказчиком.
Однако в нашей области специализации – а именно в проектировании электрических бортовых кабельных сетей и гидравлических трубопроводных систем – быстро стало очевидно, что для детального проектирования одного только «покупного» верхнеуровневого программного обеспечения явно недостаточно.
В течение нескольких лет мы внедряли теперь уже узкоспециализированное «покупное» ПО из Японии и Германии, однако откровенно недостаточный функционал, а также слабая техническая поддержка и откровенное нежелание дорабатывать продукт «специально для русских» со стороны разработчика программного продукта все настойчивее вынуждали нас искать самостоятельные решения. Сначала мы, что называется, силами собственного отдела САПР «допиливали» зарубежный продукт под наши требования и отечественные стандарты, дописывая скрипты и трансляторы для реализации отдельных недостающих функций. По итогам этой работы мы проанализировали полученные результаты и пришли к выводу, что мы фактически написали такой объем собственного программного кода, который обеспечивает реализацию примерно половины суммарного итогового функционала.
Это стало для нас точкой принятия решения: с учетом нашей узкой специфики в части разработки бортовых электрических и трубопроводных коммуникаций мы приняли решение о создании собственной системы автоматизированного проектирования. Работы по ее созданию велись в общей сложности около пяти лет. Два года назад наша система проектирования, получившая название САПР «МАКС», вошла в реестр отечественного программного обеспечения Минкомсвязи, прошла необходимые проверки исходного кода и перешла в весовую категорию коммерческих продуктов.
В САПР «МАКС» мы вложили все наши знания и опыт, полученные при разработке бортовых кабельных сетей и трубопроводных систем, мы постоянно совершенствуем САПР «МАКС», для этого у нас созданы идеальные условия: конструктора, которые каждый день используют САПР «МАКС» для разработки новых систем, работают «через стенку» с программистами-разработчиками САПР. И мы убедились на собственном опыте, что в этом-то и есть самый главный залог успеха. Если описать ситуацию простым языком, то выглядеть это будет так: Крупные международные игроки на рынке разработки ПО имеют в своем штате тысячи высококлассных программистов, но не имеют ни одного инженера-конструктора (электротехника или гидравлика), который бы мог внятно, последовательно и детально на практических примерах повседневно формулировать свои требования программистам.
При этом в стенах нашего ОКБ осуществляется постоянная обратная связь: в случае неправильного функционирования программного продукта программист узнает об этом от инженера-конструктора незамедлительно, ошибка устраняется практически мгновенно. В этом наш «секрет» стремительной эволюции программного продукта от идеи до вывода коммерческой версии на рынок.
На сегодняшний день в рамках «Промтеха» функционирует Центр САПР, имеющий в штате более 120 программистов, перед которыми поставлены не менее амбициозные задачи по созданию новых инженерных программных продуктов, предназначенных для использования коллективами профессионалов в процессе разработки перспективных образцов авиационной, космической, морской и наземной техники.
При этом мы придаём большое значение координации наших усилий с другими отечественными разработчиками специализированного инженерного программного обеспечения. За прошедший год мы разработали интеграционное решение для обеспечения бесшовного взаимодействия программных продуктов САПР «МАКС» и КОМПАС-3D. В рамках технологического партнерства с компанией АСКОН реализована возможность прямого обмена данными с 3D CAD-системой КОМПАС-3D. Успешно пройдены испытания на корректность функционирования САПР «Макс» в среде операционной системы Astra Linux.
Отдельной строкой в рамках наших работ следует сказать о создании «программного обеспечения для сертификации программного обеспечения». Это не просто игра слов. Речь идет об узко специализированном ПО, которое будет применяться в рамках программно-аппаратной платформы для сертификации сложного авиационного бортового оборудования, имеющего в своем составе микропроцессорные и микроконтроллерные блоки и, соответственно, встраиваемое программное обеспечение, которое на этом «железе» выполняется. Такая платформа создается в настоящее время в ОКБ «Аэрокосмические системы».
По классике для получения точных данных измерений чего-либо средство измерения должно иметь на порядок более высокую точность, чем измеряемый объект. Также и с программным обеспечением: к программному обеспечению, которое измеряет и проверяет другое программное обеспечение, предъявляются повышенные требования к качеству разработки и результирующим показателям надежности, безотказности и точности вычислений.
По мере поступательного развития и технологического прогресса техника, которая нас окружает в повседневной жизни, становится все более сложной, соответственно в ее составе появляется все больше программного обеспечения, от которого начинает зависеть безопасность, здоровье и жизнь людей. Программируемое оборудование широко внедряется в морской, наземной технике, беспилотных летательных аппаратах. Поэтому в рамках наших работ по созданию «ПО для сертификации ПО» мы не собираемся останавливаться только на авиационных решениях, мы делаем универсальный базис, на котором можно построить специализированные решения для каждой из отраслей.
Как видите, мы очень серьезно относимся к вопросам цифровизации. Самое главное, что в результате нашего труда на этом поприще мы даем нашим заказчикам «не рыбу, а удочку». Мы даем инструмент, с помощью которого заказчик самостоятельно может реализовать в своей производственной системе те звенья и в том объеме, как того требуют решаемые им задачи.
– В авиастроительной и инженерной отрасли в целом есть проблема кадров, как корпорация «Промтех» привлекает специалистов?
– Поиск и развитие талантливых профессионалов, создание для них оптимальных и комфортных условий – наша приоритетная задача на сегодняшний день. Мы активно работаем с молодежью: развиваем практику целевой подготовки и успешно реализуем систему стажировки для студентов и выпускников учебных заведений. Ведется плотная работа с профильными ВУЗами. А в Университете «Дубна» создается целая кафедра по подготовке специалистов востребованных для города профессий.
Корпорация «Промтех» – группа компаний, ориентированных на своих сотрудников. В корпорации развита система наставничества, ведется работа по социальной адаптации новых сотрудников. Итогом этой работы можно считать тот факт, что инженерный состав «ОКБ «Аэрокосмические системы» – талантливые молодые конструкторы и инженеры, большинство свободно владеет техническим английским языком, средний возраст – 27 лет. Мы проводим командообразующие мероприятия для коллектива, предметом гордости является баскетбольная команда «Промтех», которая показывает отличные результаты на городских турнирах наукограда Дубна.
Наши компании организуют повышение квалификации своих сотрудников, налажена система как внутреннего, так и внешнего обучения. Активно ведется работа по созданию корпоративного университета.
«ОКБ «Аэрокосмические системы» с 2013 года ежегодно принимает участие в организации и проведении Всероссийской научно-технической летней студенческой школы «Кадры будущего».
Мы пристальное внимание уделяем социальному аспекту, поддерживаем семьи сотрудников, участвуем в проектах патриотического воспитания молодежи. С особым уважением относимся к трудовым династиям, помогаем детям сотрудников выбрать правильную дорогу в жизни. Так, недавно на КЗСК мы чествовали трудовую династию Кондратьевых, которая суммарно имеет трудовой стаж на заводе – 650 лет.
В рамках социальных программ оказываем необходимую поддержку ветеранским и образовательным организациям, в частности на постоянной основе помогаем Ильинской средней общеобразовательной школе, в которой учился Андрей Николаевич Туполев.
Мы считаем важным сохранять наши российские традиции и ценности, обеспечивать связь поколений, дать возможность нашим детям получить хорошее образование, расти в свободной стране, знать свою историю и гордиться своими предками.
– Еще раз поздравляем с юбилеем Корпорацию и желаем успехов в развитии!
ПОДГОТОВИЛА: Екатерина ЗГИРОВСКАЯ
Заместитель главного редактора «КР»
Источник Национальный авиационный журнал «Крылья Родины»